Воспитательная работа

Программа духовно- нравственного развития

Программа воспитания и духовно-нравственного развития, социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Нормативно правовой и документальной основой программы духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Стандарт православного компонента начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция  ЧОУ «Православная Гимназия Игнатия Брянчанинова”, программа духовно-нравственного воспитания ОУ.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Основная педагогическая цель – воспитание в традициях отечественной православной культуры, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Рассматривая образование и развитие детей, как непрерывную систему их воспитания и обучения, учредитель Гимназии выделяет следующие основополагающие задачи:

  • достижение соответствия функционирования и дальнейшего развития педагогического процесса в гимназии требованиям государственного стандарта образования и нормам Священного предания Церкви;
  • выстраивание общеобразовательного процесса в духовно-нравственном ключе;
  • воспитание гимназистов в рамках норм Священного Предания Церкви с глубоким православным мировоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством:
  • научение детей жить по заповедям Божьим, в мире с собой, с товарищами, близкими и природой;
  • укрепление их духовности через формирование интереса к Православию, любовь и уважение к Отечеству и его истории, народу, культуре, к святыням;
  • воспитание православного гражданина культурным, высокообразованным тружеником и семьянином;
  • формирование образованного человека:
  • активно и заинтересованно познающего мир, имеющего представление о современной научной картине мира, осознающего ценность труда и творчества;
  • умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
  • формирование у гимназистов культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности с целью раскрытия творческого потенциала учителя и ученика. (Концепция гимназии п.1.3)

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

В области формирования личностной культуры – формирование способности к духовному развитию и совершенствованию личности ребенка в свете православных традиций;

– формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

– формирование основ морали;

– принятие  и осознание обучающимися базовых национальных ценностей;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию;

– формирование способности к самостоятельным поступкам;

– развитие трудолюбия.

В области формирования социальной культуры – формирование основ российской гражданской идентичности;

– воспитание ценностного отношения к своей культуре;

– формирование патриотизма и гражданской солидарности;

– развитие навыков организации сотрудничества с окружающими;

– формирование уважительного отношения к традиционным российским религиям;

– формирование культуры межэтнического общения.

В области формирования семейной культуры -формирование религиозного отношения к семье как малой церкви;

– формирование отношения к семье, как основе российского общества;

– формирование  уважительного  и почтительного отношения к членам своей семьи;

– формирование представления о семейных ценностях.

Ценностные установки духовно- нравственного развития

 и воспитания обучающихся

Традиционными источниками нравственности являются:

  • любовь к Богу, страх Божий
  • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность
  • гражданственность – долг перед Отечеством;
  • семья – любовь и верность, забота и помощь;
  • личность – саморазвитие и совершенствование;
  • труд и творчество;
  • наука – ценность знаний, стремление к познанию и истине;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека;
  • природа –  родная земля;
  • человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание  религиозно-нравственных чувств и этического сознания, основанных на заповедях православной веры;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде                 (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному,  формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Духовно-нравственное Патриотическое Школа милосердия Интеллектуальное Трудовое Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Социальное, семья-школа
1. Начало и окончание учебного дня сопровождается молитвой.

2. Молебен в начале учебной недели.

3. Участие в богослужениях, молебнах.

4. Участие в крестных ходах.

5.Паломнические поездки

6. Уроки Основ православной веры и других православных предметов, духовные направления внеурочной деятельности, беседы со священником, духовником,

7. Общегимназические проекты духовного содержания, соответствующие тематике церковного года и церковным праздникам.

8. Работа в рамках классных часов: беседы на нравственные  темы и проблемы, православные праздники и святые, дни именинника.

1. Дни воинской славы (цикл бесед, праздники и концерты, обязательное участие в параде ко Дню Победы).

2. История Новосибирска и Новосибирской области (в рамках предметных недель, классных часов, интеллектуальных викторин).

3. Цикл бесед на исторические темы, просмотр фильмов.

4. Библиотечные часы, тематическая работа на уроках истории и литературы.

1. Забота о детях Специализированного дома ребенка г. Черепаново.

2.Поздравление пожилых прихожан.

3. Письма благодарности.

1. Подготовка и участие учащихся в олимпиадах и конференциях всех уровней.

2. Обязательное участие в олимпиаде по ОПК всех уровней.

3.Предметные недели.

4. Система факультативных занятий и внеурочной деятельности.

5. Работа с отстающими детьми.

6. Библиотечные часы.

1. Участие в подготовке здания гимназии к началу учебного года.

2. Дежурства по классу, обязанности дежурных.

3. Генеральная уборка классов

4. Оформление (уборка) классов и зала и других помещений гимназии  к праздникам.

1. Спортивные праздники и эстафеты.

2. Участие в спортивных мероприятиях районного и городского уровней.

3. Месячники безопасности.

4.Кружок “Шахматы”.

5. Профилактическая работа по ПДД: тематические классные часы, инструктажи обучающихся, общегимназические тематические мероприятия, уроки здоровья, профилактические беседы с родителями.

1.Музыкально-литературные гостиные.

2. Школьный театр.

3. Сводный гимназический хор.

4. Изостудия.

5. Посещение музеев, выставок, театров.

6.Художественные выставки учащихся.

7. Участие детей в художественных конкурсах всех уровней.

1. Общешкольные и классные родительские собрания.

2. Работа родительского комитета.

3. Индивидуальные беседы с духовником гимназии, администрацией, классными руководителями.

4. Постоянное и последовательное вовлечение родителей в воспитательный процесс гимназии через совместное участие в мероприятиях духовно-нравственного направления.

Примерные виды деятельности ЧОУ “Православная Гимназия Игнатия Брянчанинова” по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников

Воспитательные  мероприятия в течении учебного года

 

месяц направление название мероприятия сроки проведения
 «Уважай старших»
Сентябрь Духовно-нравственное и художественно-эстетическое. Социальное, семья-школа. Праздник на начало учебного года (молебен, торжественная линейка, тематические классные часы). 1.09
  Безопасность Тренировочные уроки по дорожно-транспортной безопасности,  по пожарной безопасности.
  Социальное, семья-школа Общешкольное родительское собрание 07.09
«Любовь к Родине»
  Патриотическое Посещение Высшего военного командного училища 12.09
  Интеллектуальное Подготовка к школьному этапу «Всероссийская олимпиада школьников »

Подготовка к православным олимпиадам ПСТГУ

До 15.09
  Художественно-эстетическое Чтение тематических рассказов, сказок вслух.
 «Любовь к ближнему»
Спортивно-оздоровительное «Осенние старты» (1-4классы) До 20.09
Духовно-нравственное  Рождество Пресвятой Богородицы (посещение богослужения), конкурс стихов, концерт  21.09
«Послушание »
Милосердие Посещение приюта животных
Духовно-нравственное Воздвижение Креста Господня (посещение богослужения). Стихи.  27.09
«Люблю творить,  рисовать»
  Трудовое, художественно-эстетическое Праздник осени — выставка поделок из природного материала концерт младшего хора для родителей
  художественно-эстетическое День учителя. Конкурс рисунков, конкурс стихов, концерт к дню учителя.
Октябрь Художественно-эстетическое Подготовка к международному конкурсу рисунков «Красота Божьего мира»
«Поступай по любви»
  Духовно-нравственное Участие в Богослужении праздника «Покров Пресвятой Богородицы» 14.10
«Любовь к слову», «Русская азбука» от А до Аз
Художественно-эстетическое Конкурс рисунков. Конкурс стихов. 21.10.
«Поступай по совести»
Художественно-эстетическое Концерт для мам. Конкурс рисунков.
Трудовое Генеральные уборки кабинетов 30.10
Социальное, семья-школа Родительский лекторий «Православная педагогика» (беседы священника)
 «Люблю Россию»
Ноябрь Духовно-нравственное и патриотическое День народного единства (церковный и военно-патриотический праздник, участие в районном крестном ходе)  04 ноября
 «Первый, самый первый. Мои открытия в олимпиадах»
  Интеллектуальное Всероссийский конкурс «КИТ»
  Интеллектуальное Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
 «Красота Божьего мира»
Художественно-эстетическое Конкурс рисунков «Красота Божьего мира» 1-10 ноября
 Сперва “Аз” да “Буки”, а потом и науки.
Духовно-нравственное и интеллектуальное Школьные проекты  1-4 классы  В течении месяца
Духовно-нравственное Паломническая поездка 25.11
Интеллектуальное Проект «Мой безопасный путь домой» 1-4 классы  
Родительский лекторий «Православная педагогика» (беседы священника)  
 «Зимушка, зима»
Декабрь Духовно-нравственное Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздничная Литургия в храме. 04.12
  Духовно-эстетическое Праздник «Здравствуй, зима» — концерт младших школьников
«Не предавай»
  Спортивно-оздоровительное Семейные старты «Веселые санки» (1-4 класса)
Духовно-нравственное и художественно-эстетическое Подготовка к праздникам Рождества Христова. Разучивание песнопений, стихов о Рождестве.  В течении месяца
Духовно-нравственное «День Именинника: день Ангела Хранителя и день святого покровителя»
 «Неделя знаний»
Духовно-нравственное и интеллектуальное Предметная неделя по Основам православной веры  12.12
Патриотическое и интеллектуальное Предметная неделя по истории, истории Сибири, обществознанию
Спортивно-интелектуальное Школьные соревнования по шахматам. С 15-20.12
 «Рождественские проекты»
Духовно-нравcтвенное и художественно-эстетическое Конкурс на лучшее рождественское оформление класса  25.12
Безопасность Тренировочные занятия по пожарной безопасности.  
Духовно-нравственное и художественно-эстетическое Рождественские проекты 1-4 классы. Поделки воспитанников гимназии к празднику «Рождество Христово». 20.12-30.12
Спортивное Районные соревнования по лыжам для младших школьников

«Первоклассная гонка» 1–4 кл.

«Всегда прощай»
Трудовое Генеральные уборки кабинетов. Подготовка помещений гимназии к празднику Рождество Христово.  29.12
Социальное, семья-школа. Родительский лекторий «Православная педагогика» (беседы священника)
Школа милосердия Поздравление с церковным праздником пожилых прихожан. 25.12-17.01
 «Рождество Христово»
Январь Духовно-нравственное и художественно-эстетическое Праздники Рождества Христова (участие в богослужении, утренники, поздравление пожилых прихожан)  07.01-17.01
 «Забота о ближнем»
Социальное, просветительское Рождественский концерт в Черепановском детском доме, в детских садах микрорайона Щ 14.01
Рассказы о домашних  животных. Беседы, стихи, песни.
Спортивно-оздоровительное Рождественские старты (1-4 классы)
 «Говори в стихах»
Духовно-нравственное Крещение Господне (Богоявление) — праздничная Литургия в храме 19.01
Духовно-нравственное Конкурс чтецов 20-30 декабря
Родительский лекторий «Православная педагогика» (беседы священника)
 «История России»
Февраль Интеллектуальное  Школьные проекты по ПДД  
  Патриотическое и интеллектуальное Посещение музея «Россия – моя Россия»  
 «Научные знания»
Интеллектуальное Посещение НИИ в рамках Дней науки в Академгородке
 «Созерцание прекрасного»
Посещение Театра оперы и балета, Филармонии, концертов, выставок.
Духовно-нравственное и эстетическое Сретение Господне (участие в богослужении) 15.02
 «В здоровом теле здоровый дух»
Спортивно-оздоровительное «Русские богатыри» (1-4 классы)
Спортивно-оздоровительное Соревнования по лыжам среди школьников «Лыжня России»
Социальное, семья-школа. Родительский лекторий «Православная педагогика» (беседы священника)
 «Сострадание, сочувствие, соучастие»
Март Духовно-нравственное Великий пост. Просветительские беседы. 3-7 марта
Интеллектуальное Предметная неделя по математике 1 неделя
Спортивно-оздоровительное Масленица (игры), лыжные соревнования (1- 4 классы)
Социальное, семья-школа. Родительский лекторий «Православная педагогика» (беседы священника)
 «Духовный подвиг»
Апрель Духовно-нравственное и эстетическое Благовещение Пресвятой Богородицы (участие в богослужении) 07.04
Духовно-нравственное Вход Господень в Иерусалим (вербное воскресенье) — праздничная . 17.04
Районный «Праздник Букв»
Духовно-нравственное и эстетическое

Страстная седмица. Просветительские беседы.

21-23.04
Духовно-нравственное и эстетическое Пасха Господня — праздничная Литургия в храме. Пасхальный праздник (участие в богослужениях, утренники, поздравление пожилых прихожан) 24.04

25.04

Патриотическое и социальное Подготовка концерта к дню победы. Районный фестиваль патриотической песни
Социальное, семья-школа. Родительский лекторий «Православная педагогика» (беседы священника)
 «Герои нашего времени»
Май

Патриотическое

Мероприятия, посвященные. Дню Победы: (кл. часы, акции милосердия, экскурсии, стихи на военную тему, концерт для ветеранов, военизированная эстафета, тематические уроки, например, «Фронтовые писатели»)  5-9 мая
 « Наш небесный покровитель»
Духовно-нравственное и эстетическое День гимназии (13 мая — память святителя Игнатия Брянчанинова)  13 мая
Духовно-нравственное Посещение Епархиального концерта духовной хоровой музыки на Пасху  
Художественно-эстетическое «Праздник мам (неделя жен-мироносиц)» — концерт для учителей и родителей, чаепитие. Конкурс рисунков. май
Духовно-нравственное, просветительское Пасхальная детская Литургия в Вознесенском кафедральном соборе. май
 «Милосердие в наших сердцах»
Школа милосердия Посещение пожилых прихожан
Трудовое Проекты к дню славянской письменности и культуры май
Родительский лекторий «Православная педагогика» (беседы священника)
Духовно-нравственное и просветительское День славянской письменности и культуры (участие в епархиальном крестном ходе, предметная неделя по церковнославянскому языку)  май
Духовно-нравственное и просветительское Паломническая поездка май
Безопасность Тренировочные  занятие по пожарной  безопасности. май
Спортивное, Патриотическое Военно-спортивная игра «Зарница» май
Эстетическое Отчетный концерт гимназии, торжественное подведение итогов учебного года  май

Коллективные творческие дела могут иметь начало в рамках предметного содержания и продолжаться во внеурочной деятельности.

Религиозная и педагогическая культура родителей обучающихся – один из самых действенных факторов их духовно – нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Система работы ЧОУ “Православная Гимназия Игнатия Брянчанинова” по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

  • совместная религиозная жизнь и деятельность Церкви, семьи и школы (занятия в Воскресной школе для взрослых, участие в богослужениях, паломничествах и т.д.);
  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы (совместное участие в школьных мероприятиях и проектах);
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Стандарт православного компонента общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших православный компонент основных образовательных программ общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

Личностные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать:

1) укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни;

2) устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе («теосис», «обожение» человека);

3) наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

4) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;

5) наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;

6) благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви;

7) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, мужество, стойкость, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;

8) ответственность и прилежание в учебе;

9) любовь к ближним через социальное служение и жертвенность;

10) наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества;

11) наличие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего»;

12) наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;

13) наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;

14) наличие бережного отношения к природе и всему живому.

Метапредметные результаты освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования должны отражать:

1) овладение базовыми понятиями православного вероучения, выстраивающими правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии;

2) формирование целостной картины мира на основе православного мировоззрения и мировосприятия;

3) совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности, опыт духовной жизни, которые развивают такие качества ума, как память, понимание, умение сосредотачиваться, удерживать внимание, осмысленно слышать и слушать, рассуждать, отделять главное от второстепенного и др.;

4) сформированность нравственного отношения к знанию: знания не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения Богу и Отечеству;

5) умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

6) овладение навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову, помня наставления древнего книжника «Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, напаяющие Вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они – узда воздержания».

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивается достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;
  • эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта –  духовно-нравственное развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. – становится возможным благодаря воспитательной деятельности школьной среды, других составляющих духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.).

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.) первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.