Воспитательная работа

Программа воспитания НОУ «Православная Гимназия святителя Игнатия Брянчанинова»

Программа воспитания гимназии опирается на догматическое, каноническое учение Православной Церкви, ее священное предание, а также Международную конвенцию о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Устав и Внутреннее Уложение Гимназии, Концепцию образования и воспитания НОУ «Православная Гимназия святителя Игнатия Брянчанинова» (далее Концепция гимназии) и Стандарт православного компонента общего образования (далее Стандарт)

Цели и задачи образовательного и воспитательного процесса

Православная Гимназия святителя Игнатия Брянчанинова под образованием понимает целенаправленный процесс обучения, включающий нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание детей, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан России.(Концепция гимназии п.3.1)

Согласно библейской антропологии человек, сотворенный по образу Божию (Быт. 2 гл.), носит в себе самом образ божественной славы. Но поскольку образ Божий в человеке затемнен и даже искажен грехом, то необходимо образование человека, то есть необходимо воссоздание в человеке первозданной божественной красоты путем очищения от греха и преображения человека через святую и добродетельную жизнь.

Под образованием, согласно  основополагающему принципу христианской педагогики,  подразумевается воссоздание в человеке образа Божия. По мнению целого ряда выдающихся русских педагогов преимущественное развитие душевных, интеллектуальных или телесных сил неизбежно приводит к искажениям, к односторонности воспитания. И лишь воспитание духовное, как основа образования, ведет к соразмерности и гармонии, «ибо духовным воспитанием венчается и усовершается весь человек» (профессор Московского университета С.П. Шевырев).

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, считал, что нельзя «воспитывать более голову, нежели сердце и всего человека». По мнению великого русского педагога К.Д. Ушинского, главная задача школьного воспитания — пробудить внимание обучающегося к духовной жизни. «Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания».

Исходя из российской православной педагогической традиции, Православная Гимназия видит свою главную задачу в том, чтобы пробудить и развить живое внимание и стремление обучающихся ко всему святому, прекрасному, духовному, высоконравственному и тем самым подготовить их к правильному вступлению во взрослую жизнь по достижении совершеннолетия.(Концепция гимназии п.3.2)

Рассматривая образование и развитие детей, как непрерывную систему их воспитания и обучения, учредитель Гимназии выделяет следующие основополагающие задачи:

  • достижение соответствия функционирования и дальнейшего  развития педагогического процесса в гимназии требованиям государственного стандарта образования и нормам Священного предания Церкви;
  • выстраивание общеобразовательного процесса в духовно-нравственном ключе;
  • воспитание гимназистов в рамках норм Священного Предания Церкви с глубоким православным мировоззрением, с развитым и тонким нравственным чувством:
  • научение детей жить по заповедям Божьим, в мире с собой, с товарищами, близкими и природой;
  • укрепление  их духовности через формирование интереса к Православию, любовь и уважение к Отечеству и его истории, народу, культуре, к святыням;
  • воспитание православного гражданина культурным, высокообразованным тружеником и семьянином;
  • формирование образованного человека:
    • активно и заинтересованно познающего мир, имеющего представление о современной научной картине мира, осознающего ценность труда и творчества;
    • умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
    • формирование у гимназистов культуры здорового и безопасного образа жизни;
    • обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности с целью раскрытия творческого потенциала учителя и ученика. (Концепция гимназии п.1.3)

Портрет православного гимназиста. Планируемые личностные результаты

Воспитательный процесс гимназии ориентированна становление следующих  личностных характеристик выпускника православного общеобразовательного учреждения:

  • укорененный в православной вере, традиции и культуре;
  • любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, ощущающий тесную связь со своим народом, его культурой;
  • осознающий и принимающий цели, идеалы и ценности Православия;
  • умеющий учиться, осознающий ценность учебы, труда и творчества как дара Божия;
  • социально активный, способный к жертвенному служению ближним, к миссионерской деятельности. (Стандарт)

Современный стандарт образования требует у учащихся формирование личностных, предметных и метапредметных результатов. В стандарте православного компонента общего образования сформулированы следующие личностные результаты православного гимназиста:

  • укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни;
  • устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе («теосис», «обожение» человека);
  • наличие нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
  • осознание себя чадом Русской Православной Церкви;
  • наличие исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
  • благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви;
  • наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;
  • ответственность и прилежание в учебе;
  • любовь к ближним через социальное служение и жертвенность;
  • наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества;
  • наличие навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего»;
  • наличие эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;
  • наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;
  • наличие бережного отношения к природе и всему живому.

Направления воспитательной деятельности гимназии

Исходя из вышесказанного,  в гимназии сложились следующие направления воспитательной работы: духовно-нравственное, патриотическое, школа милосердия, интеллектуальное, трудовое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, социальное, семья-школа (см. Приложение №1).

Духовно-нравственное направление:

  1. Богослужебная жизнь.
  2. Участие в крестных ходах.
  3. Паломнические поездки.
  4. Уроки Закона Божьего, беседы со священником.
  5. Классные часы: беседы на нравственные темы и проблемы, дни именинника, православные праздники и святые, светский этикет.
  6. Общегимназические проекты: Мой небесный покровитель, Моя семья (родословная), Буквица славянская, Молитвослов.

Патриотическое направление:

  1. Дни воинской славы (цикл бесед, праздники и концерты).
  2. История Новосибирска и Новосибирской области (в рамках предметных недель, классных часов, интеллектуальных викторин)
  3. Цикл бесед на исторические темы, просмотр фильмов, посещение музеев.
  4. Библиотечные часы, тематическая работа на уроках истории и литературы.

Школа милосердия:

  1. Забота о детях Дома малютки г.Черепаново.
  2. Поздравление пожилых прихожан с церковными и другими праздниками.
  3. Письма благодарности.

Интеллектуальное направление

  1. Подготовка и участие учащихся в олимпиадах всех уровней.
  2. Предметные недели.
  3. Школьная научно-практическая конференция.
  4. Система факультативных занятий.
  5. Работа с отстающими детьми.
  6. Библиотечные часы.

Трудовое направление:

  1. Участие в подготовке здания гимназии к началу учебного года.
  2. Дежурства по классу, обязанности дежурных.
  3. Генеральная уборка классов и других пространств гимназии.
  4. Оформление (уборка) классов и зала к праздникам.

Спортивно-оздоровительное направление:

  1. Дни здоровья.
  2. Спортивные праздники и эстафеты.
  3. Участие в спортивных мероприятиях районного и городского уровней.
  4. Кружок «Шахматы».
  5. Профилактическая работа по ПДД: тематические классные часы, инструктажи учащихся, общегимназические тематические мероприятия, уроки ОБЖ, профилактические беседы с родителями.
  6. Месячники безопасности.

 Художественно-эстетическое направление:

  1. Музыкально-литературные гостиные.
  2. Театральная студия.
  3. Вокально-инструментальный ансамбль (два коллектива).
  4. Сводный гимназический хор.
  5. Изостудия.
  6. Посещение музеев, выставок, театров.
  7. Художественные выставки учащихся.
  8. Участие детей в художественных конкурсах всех уровней.

Социальное направление:

  1. Общешкольные и классные родительские собрания.
  2. Работа родительского комитета.
  3. Индивидуальные беседы со священником, администрацией, классными руководителями.